Структура психики по Юнгу

Я часто пишу о вещах прямо или косвенно связанных с личным или коллективным бессознательным. По большому счету это не только психологические темы, но и таро, астрология, магия работают через бессознательное. Еще в начале ведения это блога я привела одну из наиболее удобных моделей, описывающих структуру психики – это схема, называемая яйцо Ассаджиоли. Сейчас думаю пришло время рассказать еще об одной схеме, описывающей структуру психики по К.Г.Юнгу. Обе эти модели удобны каждая по своему и в своей сути они друг другу не противоречат, но дополняют и расширяют.

Схема “Структура психики по Юнгу”

структура психики по Юнгу

 

Пирамидки, выходящие своим остриём во внешний мир, а основанием уходящие в мир архетипов – это символическое изображение психики людей. Во многих эзотерических учениях есть идея о том, что мы все едины, как своего рода клетки единого организма. Аналитическая психология указывает на то, что по крайней мере на уровне психики мы действительно едины. Здесь психика людей показана как своего рода волны, всплески на поверхности коллективного бессознательного, по по сути от него неотделимые. Это также коррелирует с идеей того, что души людей можно уподобить искрам божественного пламени.

Перед тем, как рассмотреть уровни психики хочу отметить, что перегородки между уровнями весьма условны. Их можно сравнить скорее с проницаемой клеточной мембраной, нежели с плотной границей. Энергия и информация может при определенных обстоятельствах двигаться в обе стороны. При этом степень проницаемости границ может варьироваться в достаточно широком диапазоне. У среднестатистического человека эти границы довольно ригидные, при этом чем более жесткие границы, тем более невротичным является человек. Вообще, неврозы современных людей – это своего рода защита от содержимого бессознательного.

Если же границы слишком слабые, то содержимое бессознательного проникает в психику человека без всякого фильтра и здесь уже можно говорить о психозе, то есть человек не осознает разницы между внутренним и внешним миром. В идеальном варианте эти границы есть, но они достаточно гибкие и могут преодолеваться человеком по его желанию при помощи определенных практик. Такого типа психика присуща магам, шаманам, некоторым ясновидящим и творческим людям.

1 – точка внимания

Точку в верхней части пирамиды можно уподобить лучу сознания. Это то, куда направлено наше внимание в моменте “сейчас”. Соответственно здесь стоит напомнить правило “где внимание – там энергия”, соответственно где сфокусировано наше внимание – туда направляется и энергия. Это могут быть объекты или явления внешнего мира или же мир внутренний. По сути это единственная точка, в которой сходятся внутренний и внешний мир. Вот отсюда берут начало часто повторяемые в нью-эйдже фразы вроде “живите в моменте сейчас”, “прошлого и будущего нет” и т.д.

2 – эго

Чуть ниже находится поле нашего сознания, наша личность. Здесь всё то, что мы осознанно о себе думаем. Как позитивное, так и негативное. Здесь располагается совокупность представлений о себе, а также так называемая персона. Напомню, что персона – это то, как мы себя ведем в социуме, это своего рода одежда для эго. Наше лицо, маска, которую мы показываем другим людям.

3 – память

В этой области находится то, что забыто в связи с ненадобностью и что при желании можно вспомнить. Вы наверняка слышали, что наше подсознание запоминает всё, что когда-либо происходило в жизни. Это действительно так и наша память преимущественно находится на этом уровне. Доступ к этому уровню осуществляется в легком измененном состоянии сознания, как например состояние, когда о человеке говорят, что он “задумался”. Воспоминания этого уровня нередко выплывают сами по себе или под влиянием ассоциаций. Например, человек услышал знакомый запах и вспомнил о приятном знакомстве на курорте 10 лет назад. Также в этой области хранятся знания, полученные при обучении.

Этот уровень можно назвать переходным от сознания к бессознательному. С этим уровнем работают все методики развития памяти, улучшения способностей к изучению языков и т.п.

4 – комплексы, паттерны поведения, субличности

Это уже более глубокий уровень психики. Здесь находятся комплексы. Причем напоминаю, что комплексы бывают не только негативные. Само понятие комплекс подразумевает лишь некое сочетание энергии, эмоций, убеждения, паттернов поведения, в ядре комплекса всегда присутствует архетип. На этом уровне работают большинство направлений психотерапии, психоанализ, гипнотические регрессии. Например, при практике регрессии происходит возврат в момент травмы и негативного импринта, разблокировка энергии и переписывание программы. На этом уровне происходит лечение неврозов.

5 – досознательные импринты, пренатальный уровень

Здесь находятся те импринты, которые возникли до возникновения сознания “я есть” отдельности ребенка. То есть обычно это первый год жизни, травма рождения и пренатальный период. Вот почему проблемы этого периода самые сложные в решении. Большинство психологических техник не могут работать с этим уровнем. На этом уровне работают техники Грофа (холотропное дыхание, ЛСД), долгое и качественное активное воображение, либо некоторые виды гипнотических регрессий.

6 – Коллективное бессознательное

Здесь начинается уровень единства, хотя коллективное бессознательное в свою очередь тоже можно условно поделить на несколько уровней. Самый близкий к личному бессознательному – это уровень родового бессознательного. Здесь находится то, что в психологии называется семейными неврозами или родовыми программами, а в эзотерике кармой рода или даже родовыми проклятиями. Также на этом уровне работают многочисленные техники проработки кармы рода. Интересно, что с этим уровнем похоже работают техники вызова умершего, то есть спиритические сеансы. Понятно, что если во время сеанса и является что-то, то это не душа реального человека, а некий отпечаток из семейного бессознательного.

Следующий уровень коллективного бессознательного – это культурное бессознательное. Это уровень объединяет людей, мыслящих в одном направлении и представляющих группу, объединенную по тем или иным признакам. По сути этот уровень можно сравнить с понятием эгрегоров в оккультизме. Причем маленькие эгрегоры примыкают к родовому бессознательному, а чем крупнее эгрегор тем дальше он находится в области коллективного. Уровень коллективного бессознательного по сути заканчивается на эгрегоре всех людей. А дальше следует:

Мир архетипов

Этот уровень Юнг называл “объективным психическим”. Здесь находятся первичные архетипы, то есть изначальные праобразы, которые есть у всех народов и которые лежат в основе мироздания. Здесь следует отметить, что сами по себе архетипы непознаваемы, всё что мы можем воспринять – это символ того или иного архетипа, его образ, его присутствие и влияние в жизни людей и сообществ, его энергию, но не сам архетип. Как пример из мира архетипов можно назвать 22 старших аркана таро. При этом каждый архетип амбивалентен. То есть имеет как положительную, так и отрицательную сторону, как прекрасный, так и ужасный лик. Так, весьма серьезным заблуждением можно считать позицию некоторых религий о всеблагом Господе. Также следует отметить, что как архетипы влияют на нас, так судя по всему и внешний мир влияет на мир архетипов, так как с развитием мира и течением времени меняется проявление архетипа. Например со временем трансформируется символика и значение старших арканов таро.

Путь к вершинам лежит через глубины

А теперь небольшое философское отступление  в связи с предложенной схемой. Практически во всех системах духовного развития как необходимое условие продвижения по пути предполагается уход в себя, глубоко интровертные практики такие как различные медитации, шаманские трансовые техники, практика самоисследования в Адвайте, многие буддийские методы. Здесь можно вспомнить также знаменитое “познай самого себя” греков. Всё это очень похоже на путь индивидуации по Юнгу, который предполагает углубления в пространство внутреннего мира. Ведь по сути Самость К.Г.Юнга – это то, что в разных духовных традициях называли Богом, Абсолютом, Брахманом и т.д. И на этой схеме Самость находится в самом ядре, глубине мира архетипов.

Еще интересно отметить, что в разных традициях прослеживается 3 стадии развития, а лучше сказать погружения. У гностиков это уровни гилика, психика и пневматика, у алхимиков это стадии нигредо, альбедо, рубедо. Сам Юнг выделял стадии интеграции тени, Анимы/Анимуса и соприкосновение с Самостью.

То есть из всего этого можно сделать вывод, что суть пути духовного развития в том, чтобы обратить свой взор, луч внимания внутрь себя, пройти через уровни личного бессознательного, например при помощи качественной психотерапии. А затем через уровень коллективного бессознательного соприкоснуться с миром архетипов и Самостью. К сожалению, начиная с уровня коллективного бессознательного мы входим в область очень слабо изученную современной наукой. Можно сказать, что здесь мы уже заходим на территорию оккультного и ориентироваться в этих совсем уже тонких материях поможет малая традиция, а как метод вполне может использоваться магическая практика. Особенно перспективно на мой взгляд совмещать научные знания и практики с оккультными.

© Daniel Agapova

Добавить комментарий

Back To Top